Конфликты.

Пути разрешения конфликтных ситуаций.

Конфликты являются неизбежной частью нашего общения,таких ситуаций не стоит бояться  и   избегать, принимая позицию «страуса», человеку необходимо научиться правильному общению с людьми, которые имеют иную, отличающуюся от его, точку зрения и иное мнение по какому-либо вопросу. На свете не бывает двух одинаковых людей, как не бывает одинаковых листочков на дереве, каждый из нас уникален и имеет своё мироощущение, свою жизненную позицию, свои ценности и своё видение происходящего. При каком-то спорном вопросе каждый из конфликтующих найдет массу веских аргументов в свою пользу или в доказательство своей правоты, и если каждый его участник будет стараться перетянуть другого на свою сторону, а тот, как обычно это бывает, будет сопротивляться, конфликт станет неразрешимым. Ситуацию, которая привела к конфликту нужно рассматривать в другой плоскости, стараясь понять причину его возникновения и идти к продуктивному диалогу.А для этого в первую очередь важно признать само существование конфликта в ваших отношениях (конфликт может быть скрытым или открытым) и иметь желание его разрешить, т.е. пойти на сотрудничество.Во вторую очередь необходимо понять является ли этот конфликт реальным или надуманным. В реальном конфликте всегда присутствуют разногласия во взглядах людей, их устремлениях, интересах, желаниях, которые мешают достижению их цели и приводят к противоборству сторон. Такой конфликт можно разрешить через продуктивный диалог, обсуждением сложившейся ситуации, и поиском компромисса, когда будет учтено мнение каждого. Надуманный конфликт является чаще всего нереалистичным и характеризуется такими высказываниями типа: — «мне показалось, что ты не так на меня посмотрел», «мне кажется, что ты меня не любишь» и пр. При этом конфликте происходит выплескивание отрицательных эмоций, выяснение отношений и взаимные обвинения, а не устранение препятствий в отношениях. Часто надуманный конфликт приводит к глубокой обиде и может стать неразрешимым долгие годы.

Любой конфликт можно разрешить, если сам человек начнет менять своё отношение ко второй стороне и свою манеру поведения при общении с ним, ведь для возникновения конфликта требуется спусковой механизм. Таким механизмом служат конфликтогены – это наши слова, поведение, мимика и жесты. В общении с другими люди очень часто проявляют своё превосходство, что сразу настраивает человека на конфликт. Это превосходство может проявляться в демонстративном молчании, нетерпеливости в разговоре, перебивании, особом тоне, мимике и жестах. Человек может даже ничего не сказать, но жестами и мимикой показать это превосходство, что, конечно же, задевает собеседника. К такому же результату приводит и позиция «жертвы». Жизненная позиция человека в роли «жертвы», «ребенка» или поучающего «родителя» не приведет к разрешению конфликта, разрешить конфликт может только осознанность «зрелого» человека, построенная на принципе уважения и себя, и другого. Этот принцип уважения в конфликтах постоянно нарушается – в споре мы навешиваем друг на друга ярлыки: «ты – не понимаешь!», «ты – бестолочь!», мы подчеркиваем умственные способности человека, а вернее их отсутствие, мы нелестно говорим о его характере, внешности или сравниваем его с кем-то: «Ты такой же, как твой папаша!», что категорически делать нельзя – мы оскорбляем и унижаем личность и в этом случае конфликт только разгорится и разрешить его будет трудно. Мы так же пользуемся и другим запрещенным «оружием» — унижаем человека через свою высокую самооценку: «я знаю лучше», «с кем ты споришь?», «у меня папа – профессор», прибегаем к провокации: «ты, что считаешь меня глупым?» и используем различные «приманки»: «всякий умный  и порядочный человек на твоем месте поступил бы…». Все эти варианты поведения унижают человеческое достоинство, являются оскорбительными и, конечно же, провоцируют человека на конфликт. Задайте себе вопрос: часто ли вы пользуетесь подобными «методами воздействия»? Если ответ будет: «Да», то вам срочно нужно менять своё отношение к людям и к самому себе!

Любой конфликт можно разрешить только тогда, когда между людьми существует уважение друг другу. В обсуждении причин приведших к конфликту нельзя затрагивать личность человека и навешивать на него «ярлыки», нельзя показывать своего превосходства, употреблять унизительных слов, жестов и мимики, нужно говорить только о фактах – поступках, которые вас не устраивают. Говоря о том, что вас не устраивает, нужнорассказать о своих чувствах, описать эти чувства в связи со сложившейся ситуацией точно, без преувеличения и без использования слов и мимики «жертвы». Если возникают сложности в том, чтобы описать эти чувства, то можно воспользоваться вопросом: «я сейчас себя чувствую как будто что?». Когда вы описываете поступки и поведение человека, нужно говорить точно о том, что видно и слышно, а не о том, что вам кажется. В большинстве случаев людям только кажется, что кто-то не так к ним относится, а в реальности это ощущение является ошибочным. Если это происходит и с вами, задайте вопрос человеку, с которым у вас возник такой скрытый и надуманный конфликт: «Ты знаешь, у меня почему-то возникло такое чувство, что ты…», хорошо бы сделать это с юмором. В любом случае, эту ситуацию лучше прояснить, чем взращивать непонимание и напрасную обиду.

Если вам сложно разрешить конфликтную ситуацию, которая возникла в вашей семье, в кругу близких вам людей или в коллективе, где вы трудитесь, обратитесь за помощью к психологу, чтобы возродить с ними добрые отношения, сохранить их и своё собственное душевное здоровье.

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

( Евангелие от Луки: 6:31).

 

 

 

Ваш личный психолог

Елена Райская