Если ребенок провинился…

Каждый родитель время от времени задается вопросом, как поступить в ситуации, когда ребенок провинился и требуется предпринять какие-либо воспитательные меры. Физическое наказание здесь, конечно, применять нельзя. Телесные наказания со стороны родителей являются причиной появления заниженной самооценки и депрессии человека и в его детстве, и во взрослом возрасте. Кричать на ребенка так же не нужно – это плохо скажется на его психике, и не будет иметь ожидаемого эффекта, т.к. как только вы начнете кричать, сработает его «блокировка» — ребенок просто перестанет вас слышать и понимать.        Вспомните, как от громких и пугающих звуков дети закрывают уши руками. Прежде всего, постарайтесь успокоиться. Мысленно отстранитесь от ситуации и сосчитайте до десяти. Только успокоившись, вы можете составить разговор с ребенком. Если вы хотите донести до вашего чада что-то очень важное, говорите твердо и спокойно, но тише обычного. И самое важное – ругайте только его проступок, разъясняя, почему так делать нельзя и к чему может привести такое поведение, но никогда при этом не наносите психологических травм унижениями, оскорблениями или высмеиванием его личности! Это может привести к катастрофическим последствиям – каждое ваше оскорбительное слово «запишется» в его подсознании и в дальнейшем станет «всплывать», в виде жизненного сценария. Сказал, например, родитель ребенку, что тот ни на что хорошее не способен, что все, за что он берется, всё делает не так и пр. Из такого ребенка впоследствии, вырастет неуверенный в себе человек, возможно и агрессивный. Также нельзя закрывать ребенка на ключ в комнате или тем более в темной кладовой или подвале! Если ваши слова на него никак не подействовали и ребенок продолжает безобразничать, то в таком случае его можно временно (на несколько минут) лишить общения с другими, дать ему, так сказать, время «остыть», время на уединенные размышления о своем поведении. В разных случаях хорошо срабатывает метод «выбора», когда родитель при непослушании ребенка разъясняет ему отрицательные последствия его поведения, объясняет какие меры он вынужден будет предпринять в ответ, а так же дает ребенку возможность самостоятельно выбрать между наказанием  или послушанием. Чтобы научить ребенка нести ответственность за свои поступки, дайте ему возможность для устранения причиненного ущерба или отрицательного последствия в связи с его проступком.

Метод наказания в виде лишения ребенка чего-либо должен применяться только в соответствии с определенной ситуацией. Например, лишать его сладкого нужно только тогда, когда ребенок во время приема пищи не съел, например, суп, а хватается за конфеты или из жадности положил себе много еды и не съел даже и половины. Таким образом, лишение сладостей – это мера, которая должна применяться только в отношении неправильного пищевого поведения. А если вы решили лишить сладкого ребенка за какой-либо другой проступок, то в дальнейшем он станет сильно тяготеть к сладкому, как к желанной награде. Лишать ребенка игрушки, можно только в том случае, если дети из-за неё ссорятся или ребенок ломает игрушки, или в возрасте, когда он уже может проявлять какую-то самостоятельность, он разбрасывает игрушки, а собирать не хочет. Если ваш ребенок проявляет пренебрежительное отношение к вещам, что приводит к их порче, то для того, чтобы научить его правильному отношению к ним, вместо ожидаемого подарка вы можете купить вещь, которая ему была необходима, но которую он испортил. Запрещать ребенку проводить время за компьютером или смотреть телевизор нужно только в том случае, если он превысил разрешенное на это время или не выполнил домашнее задание, или не выполнил своих обязанностей по дому.  Данное лишение не может быть «универсальным» методом наказания в разных ситуациях, так как только усилит тягу ребенка к такому времяпровождению. Запретить прогулки можно только в том случае, если ребенок не соблюдает вашей договоренности, в какое время ему нужно возвращаться домой или он не выполнил каких-то обязанностей по дому или не сделал домашнего задания.

Никогда не наказывайте ребенка «для профилактики» и «на всякий случай»! Даже если проступков было сразу несколько наказание должно быть одно. Наказали и простите ребенка, не вспоминайте ему старых грехов, а покажите свою веру в него и любовь, и как можно больше хвалите его даже за самые малые достижения и старания, чтобы у него всегда было желание и стремление к развитию!

«Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор,

пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было.

Если же поймешь, что воспитывать других, мы можем только через себя,

то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни:

как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей,

которое не включалось бы в воспитание себя».  (Л.Н. Толстой)

 

 

  

 

Ваш личный психолог

Елена Райская