Как научить ребенка управлять деньгами.
Все родители выдают своим детям деньги на карманные расходы, и это правильно, так как эти средства необходимы ребенку, прежде всего для того, чтобы научить его правильно управлять деньгами. Необходимо помнить, что эти самые карманные деньги – это не только личные средства ребенка, но и часть общего бюджета семьи. Осознавая это, ребенок учится самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки, что ему нужно в первую очередь, что во вторую, и на что ему придется накопить. Ребенок научился считать, пошел в школу или уже скоро пойдет, в этот момент можно уже приучать ребенка в виде помощи родителям самостоятельно ходить в магазин и совершать покупки. Научите ребенка не забывать брать сдачу и рассчитывать деньги, чтобы хватило на порученные покупки.
Ребенку, который ещё учится в младших классах деньги лучше выдавать на неделю, а не на месяц, так как он ещё не научился правильно планировать свои траты, и может потратить все деньги за несколько дней. А вот старшеклассникам деньги лучше выдавать раз в месяц, чтобы они научились планировать свой личный бюджет. Но если подросток просит дополнительную сумму, то лучше будет дать, так как в подростковом возрасте с их максимализмом и преданностью друзьям, для ребенка это может быть вопрос жизни и смерти, родительская поддержка ребенка в таком сложном возрастном периоде очень важна. Приучите ребенка тратить деньги ответственно. Выдавать деньги нужно ребенку в соответствии с его возрастом и реальными потребностями и оговаривать при этом, на что они выдаются. Если по каким-то причинам вы вынуждены сократить его карманные расходы, то не стоит огорчаться по этому поводу, просто объясните ему сложившуюся ситуацию. Если вы что-то обещали ребенку, то обязательно выполните своё обещание, пусть позже, но все-таки выполните. Жесткий контроль над расходами ребенка теряет свой воспитательный смысл, так как таким образом он не научится самостоятельно распоряжаться своим бюджетом. Даже если ребенок совершает в этом деле ошибки, не ругайте его – он только начинает осваивать науку управления деньгами, с терпением и доброжелательностью, объясните ему, как нужно было поступить. Проследить куда тратятся деньги, родители всегда могут ненавязчиво, здесь требуется только внимательность, а требовать полного отчета не стоит. Наказывать ребенка отказом в выдаче карманных денег за какой-нибудь проступок категорически нельзя – эти деньги не награда, не поощрение, а повседневная необходимость. Такой метод наказания может привести к тому, что ребенок станет хитрить и обманывать.
Всем родителям я хочу порекомендовать прочитать книгу выдающегося педагога Антона Семеновича Макаренко «Книга для родителей». Эта уникальная и полезная книга была написана еще в тридцатые годы прошлого столетия, но вне зависимости от времени остается актуальной и сейчас, его остроумные и точные тексты вдохновляют уже многие поколения родителей. В своей книге А.С. Макаренко размышляет над вечными вопросами воспитания: как привить детям доброту, уважение к старшим, чувство собственного достоинства и любовь к родине. К вопросу о том, как научить ребенка управлять деньгами хочу привести цитаты из этой книги, прочтите, вдумываясь, это на самом деле интересно и поучительно.
«В особенности привлекала меня финансовая организация пыжовской семьи. Она имела вид законченной системы, давно проверенной на опыте и украшенной старыми привычными традициями. Иван Прокофьевич отклонял от себя честь автора этой системы. Он говорил: — « Ничего я не придумывал! Семья – это дело и хозяйство, разумеется. Деньги поступают и расходуются, это не я придумал. А раз деньги — должен быть порядок. Деньги тратить в беспорядке можно, только если ты их украл…. А кроме того, такое обстоятельство: дети. А когда их учить? Теперь самое и учить». Больше всего меня удивляло то обстоятельство, что Иван Прокофьевич не завел у себя никакой бухгалтерии. Он ничего не записывал и детей к этому не приучал. По его словам, в семье это лишнее: «Запись нужна для контроля. А нас семь человек, сами себе и контроль. А приучи к записи, бюрократами и вырастут…».
«Иван Прокофьевич выдавал карманные деньги накануне выходного дня в довольно торжественной обстановке. В этот день после обеда из-за стола не расходились… Иван Прокофьевич раскладывал на столе бумажник и спрашивал: — «Ну, Севка, хватило тебе на неделю?». У Севки в руках измазанный кошелек, сделанный из бумаги. В кошельке Множество отделений, и в развернутом виде он похож на ряд ковшей в землечерпалке. Севка встряхивает эти ковши над столом, из них падают двугривенный и пятак: — «вот, ещё и осталось», — говорит Севка, — «двадцать пять копеек». Варюша свой кошелек, такой же сложный и хитрый, держит в металлической коробочке из-под монпасье, кошелек у неё чистенький, незапятнанный. На его подозрительную полноту иронически косится Севка: — «Варюшка опять деньги посолила». «Опять посолила?», — расширяет глаза Иван Прокеофьевич. – «Ужас! Чем это кончиться? Сколько у тебя денег?». «Денег?», — Варюша серьезно рассматривает внутренность кошелька. – «Вот это рубль и это рубль.. и это … тоже рубль»… Старшие наблюдают отчетную компанию с дружеской симпатией… «Это Варюша собирает на курорт», — улыбается Павлуша. «И не на курорт, а на другое, на другое! На посуду, и на столик, и на лампу для куклы».
Меня всегда удивляло, что Иван Прокофьевич никогда не расспрашивает ребят о произведенных расходах и о расходах предстоящих. Потом я понял, что расспрашивать и не нужно, потому что никаких секретов в семье не было. Иван Прокофьевич вынимает из бумажника серебряную мелочь и передает малышам… Наступает очередь старших. Павлуша получает три рубля в шестидневку, Феня – пять рублей. Выдавая им деньги, Иван Прокофьевич спрашивает: — «Вам хватает?». Старшие кивают: хватает. «Пусть хватает. До первого января ставки изменению не подлежат. Вот если нам прибавят жалованья, тогда посмотрим, правда?». На прибавку надеются не только Иван Прокофьевич, но и Феня с Павлушей. Павлуша учится в ФЗУ. Феня – в техникуме. Свои стипендии они отдают целиком в семейную кассу; это непреложный закон, в правильности которого ни у кого нет сомнений. После получки Иван Прокофьевич иногда говорит в семейном совете: «Приход: моё жалованье – 475, Павлушкино – 40, Фени – 65, итого 580. Теперь так: матери на хозяйство 270, ваши карманные 50, так? Во: 320, остается 260». Бабушка в сторонке хрипит: — «Я знаю, чего им хочется… и в прошлом месяце толковали про это радио. Говорят, двести рублей. Копить и купить!». «Купить», — смеется Павлуша, — «радио – это тебе культура или как?». «Какая это культура? Кричит, хрипит, свистит, а деньги плати… А какие у Фени туфли?». «Я подожду», — говорит Феня, — «давайте купим радио»…
Такие бюджетные совещания бывают у Пыжовых редко. Подобные проблемы затрагиваются у них по мере возникновения и решаются почти незаметно для глаз. Иван Прокофьевич признает такой способ наилучшим: — «Тот скажет, другой подскажет, смотришь, у кого-нибудь и правильно! А народ все понимающий…». У Пыжовых было то хорошо, что они не стеснялись высказывать даже самые далекие желания и мечты, о немедленном удовлетворении которых нельзя было и думать. Четырехламповый приемник появился раньше всего в такой мечте. В такой же проекции возникли и санки для Севы, и другие предметы. О вещах более прозаических не нужно было мечтать. Однажды Феня, возвратившись из техникума, просто сказала Павлуше: — «Уже последние чулки. Штопала, штопала, больше нельзя. Надо покупать, понимаешь?». И вечером так же просто обратилась к Ивану Прокофьевичу: — «Давай на чулки». «До получки не дотянешь?». «Не дотяну». «На». «Чулки не входили в сметы карманных денег. Они назначались на мыло, порошок и другие санитарные детали, на кино, конфеты, мороженое и на перья, тетрадки, карандаши. Меня всегда радовала эта веселая семья и её строгий денежный порядок…
Это было то обычное удобство жизни, которое не требует никаких моральных напряжений. Пыжовы смотрели на деньги как на будничную полезную деталь. Именно поэтому деньги у них не валялись по ящикам и не прятались с накопительной судорогой. Они хранились у Ивана Прокофьевича с простой и убедительной серьезностью, как всякая нужная вещь». (А.С. Макаренко).
Вам будет интересно: детский психолог, сложности в общении с психологом.
Ваш личный психолог Елена Райская.